В 1931 году в Магнитогорске был открыт филиал Общества художников-самоучек. Ими был составлен план работы, и самодеятельное искусство тоже включилось в строительство новой жизни и новой культуры. В этом же году на новостройку приезжает выпускник ВХУТЕМАСа Георгий Соловьёв, ставший в последствии летописцем Магнитки и патриархом местных художников. Когда закончился срок творческих командировок – столичные мастера уехали, а страстное желание держать руку на пульсе великой стройки, как эстафету, принял от них Г. Я. Соловьёв. Магнитка вошла в его сердце, став второй Родиной. Работая творчески, он практически 20 лет (с 1938 г.) руководил изостудией при Дворце культуры металлургов и много сделал для сплочения художественных сил города. В 30 – 40-е годы на «стройфронте» культурной жизни Магнитки в «Производственно-творческом кооперативном товариществе художников» продолжали с не меньшим энтузиазмом работать и художники-самоучки, ученики Г. Я. Соловьёва (Надеянко, Коминский, Поляков, Усов, Дюков и др.). В основном, они выполняли заказы на изготовление плакатов, вывесок, прейскурантов, портретов вождей. Работали все вместе в маленьком помещении на левом берегу. Но был в их жизни и творческий момент. Они с удовольствием выезжали на этюды. Прислушивались к замечаниям мэтра Г. Я. Соловьёва, изучая на ходу грамматику художественного языка, что, безусловно, способствовало их профессиональному росту.
Сведения о художниках-профессионалах, работавших в эти годы в Магнитогорске, очень скудны. По материалам архива ЧОСХ с 1934 - 39 гг. в городе жил и работал выпускник Тамбовского художественного техникума, член ССХ, участник областных выставок, скульптур Н. И. Желтов; с 1935г. – скульптор В. А. Костецкий, окончивший художественную студию в Полтаве. Он работал в Драмтеатре им. А. С. Пушкина, избирался членом правления ЧССХ. С 1950 года дальнейшая судьба художника неизвестна. С 1935-1937гг. здесь работала выпускница Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, член ССХ, скульптор С. В. Кузнецова, участница областных выставок в Челябинске. Она является автором рельефа на фронтоне здания Центральной заводской лаборатории ММК.
16 октября 1936 года в городе был организован филиал Союза советских художников и избрано правление в составе: Б. А. Чекалина, П. П. Томиловского, В. М. Владимирова, В. В. Якубовского, С. В. Каминского, Г. Я. Соловьёва и Н. И. Желтова. Первым в 1937 году вступил в Союз художников Г. Я. Соловьёв, он же был и его организатором. В 1936-1937 гг. магнитогорцы открыли три художественные выставки, а немного позднее стали инициаторами слияния Магнитогорского ССХ с Челябинским. Всего же с 1936-1940 гг. (по материалам Челябинского госархива) магнитогорскими художниками было проведено 9 городских выставок, в том числе: выставка, посвящённая VIII Чрезвычайному съезду Советов СССР (1936), посвящённая 20-летию Великого Октября (1937), посвящённая 60-летию И. В. Сталина и 20-летию освобождению Урала от Колчака (1940).
С 1947 года становятся традиционными областные, отчётные и тематические выставки художников Челябинской области, в которых принимают участие и магнитогорцы. В 1949 году в городе открывается выставка произведений художников Магнитки, посвящённая 70-летию И. В. Сталина. В 50-ые годы в Магнитогорске работают и участвуют в городских выставках А. М. Батанов, Н. П. Любецкий, А. И. Поляков, В. Г. Шалыгин, М. А. Усов, И. А. Свечников, А. М. Елецкий и мн. др. Но самым значительным художественным явлением, вплоть до начала 60-х годов, безусловно, остаётся творчество Георгия Соловьёва (1897–1970). В 1952 году состоялось открытие его персональной выставки живописи и графики, посвящённой 20-летию ММК. В этом же году за свою огромную многолетнюю работу вместе с доменщиками, прокатчиками и сталеварами он был отмечен правительственной наградой – орденом «Знак почёта».
В 50-х годах ситуация с наличием в городе художников-профессионалов меняется в лучшую сторону. В 1950 году в Магнитку приезжают выпускники Пензинского художественного училища – скульптор Нинель Боброва и живописец Юрий Бобров, а в 1953 году из Челябинска в Магнитогорск командировали на постоянную работу Михаила Любельского, возглавившего Магнитогорское отделение Челябинских художественно-производственных мастерских (бывшее производственно-творческое кооперативное товарищество художников). В 1957 году ряды живописцев пополнили выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Фёдор Разин и Эдуард Борисенко, а в 1958 году – художник-фронтовик Николай Рябов, закончивший Свердловское художественное училище и имевший за плечами год учёбы в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова.
В 1962 году в город приезжает В. А. Кузьмин, член ССХ и становится главным художником Драмтеатра им. А. С. Пушкина. Их творчество вскоре стало заметным явлением в культурной жизни города и за его пределами. В 1960 году за активную творческую работу и создание ярких произведений принимают в Союз художников СССР Ф. Г. Разина и Э. П. Борисенко, а в 1965 году – Н. П. Рябова. В 1967 году присуждено звание заслуженного художника РСФСР В. А. Кузьмину (1923-1985).
Поворотным пунктом в деле художественного воспитания молодёжи и укрепления рядов профессиональной армии художников Магнитки стало открытие в 1966 году в Магнитогорском государственном педагогическом институте художественно-графического отделения, а в 1969 году – художественно-графического факультета. В город приезжают художники и педагоги: Л. И. Цёхла (1966), Л. И. Поскрёбышев (1967), В. И. Захаров-Холмский (1966-1968, окончательно в 1976), А. В. Портнова и В. А. Портнов (1969), И. Д. Сорока (1971), А. В. Головатенко (1971), В. И. Голубев (1971), А. Ф. Аверин (1972), К. П. Черепанов (1977), И. К. Логвиненко (1979) и др.
В 1970-80-е годы в городе строится множество мастерских и заметно крепнет материальная база Магнитогорского отделения ЧОСХ. Начиная с 1972 года, становятся традиционными областные молодежные выставки. В 1975 году при Челябинской организации СХ было создано объединение молодых художников, которое возглавил ведущий живописец А. М. Смирнов. В это объединение вошли и магнитогорцы – В. И. Голубев, А. В. Портнова, И. Д. Сорока, Ю. В. Шумов, В.С. Ванюков позже А. А. Лаптев и Р.А. Сафиулин. Организовываются поездки на творческие дачи «Сенеж», «Челюскинская», «Академическая» (Вышней Волочок), что содействовало профессиональному росту молодёжи. Первая же городская выставка произведений молодых художников открылась в феврале 1972 года под кураторством Магнитогорского отделения СХ. С 1982 года регулярно открываются выставки дипломных и творческих работ студентов худграфа и техфака, приветствуется их участие в городских выставках наравне с профессионалами. Это даёт молодым авторам возможность творческого общения и роста. Забота и внимание о подрастающем поколении отныне становятся доброй традицией.
В канун своего 50-летия Магнитка вновь приковала к себе внимание деятелей советской культуры. 28 мая 1979 года в концертном зале Магнитогорского музыкального им. М. И. Глинки открыл свою работу III пленум правления Союза художников СССР. В город приехали ведущие художники страны, их работа проходила в творческой конструктивной атмосфере. Обсуждались главные задачи советского искусства, необходимость тесного контакта с трудящимися и предприятиями, совершенствование форм этой связи. Директором ММК Д. П. Галкиным и председателем правления СХ ССР, народным художником СССР Н. А. Пономаревым был подписан договор о творческом сотрудничестве. В рамках этого договора, а также во время работы пленума, в городе был организован целый ряд художественных выставок, семинаров, выездных заседаний редакций творческих журналов. Возобновилась и практика творческих командировок на Магнитку, начатая ещё в 30-х годах. С 1979-1984гг. на стройках, в цехах комбината плодотворно работали живописцы и графики из разных городов нашей страны: Москвы, Ленинграда, Уфы, Свердловска, Челябинска, Архангельска, Новосибирска, Куйбышева, Прилуки (Украина), Минска, Риги, Клайпеды, Ташкента. Формулировка советского времени «союз труда и искусства» имела свои действенные и убедительные результаты и на магнитогорской земле.
В 1979 году была открыта большая выставка произведений советских художников, посвящённая 50-летию Магнитогорска, в которой приняли активное участие художники Челябинской области и города (Ф. Г. Разин, Н. П. Рябов, В. И. Захаров-Холмский, Л.И. Поскрёбышев, М.С. Любельский, В. И. Голубев и др.). Последующие годы подтвердили эффективность и результативность заключённого договора. 1 июня 1980 года в городе открылась картинная галерея, в залах которой стали проходить персональные и городские выставки работ магнитогорских художников. В 1981 году присуждено звание «Заслуженного работника культуры РСФСР» Ф.Г. Разину. В 1982 году 50-летний юбилей первенца социалистической индустрии, орденоносного металлургического комбината им. В. И. Ленина художники Магнитки и Челябинска отметили открытием в городе ещё одной новой художественной выставки. По итогам сотрудничества СХ СССР и ММК и в связи с 50-летним юбилеем комбината в 1982 году высокие звания «Лауреат премии ММК» с вручением медалей и свидетельств были присвоены художникам Ф. Г. Разину и Л. И. Поскрёбышеву. В 1983 году этого звания был удостоен А. А. Лаптев.
В 1990 году художники Магнитки вышли из состава ЧОСХ и учредили свою независимую Магнитогорскую организацию СХ России. Они вынуждены были выживать в сложившейся ситуации самостоятельно, осваивать законы художественного рынка, участвовать в переделе собственности. Изменилась и творческая политика. Художники отказались от создания больших тематических картин и сконцентрировали свою энергию на работах камерного характера. Они смело включились в процесс культурного, художественного и духовного обновления общества. Активизировалась их выставочная деятельность в рамках города.
Больших художественных выставок в те годы практически не было. Это масштабная работа на какое-то время была приостановлена, исключением являются – зональная выставка в Уфе (1997), Всероссийская выставка в Москве (Манеж, 1999) по результатам которой почетным дипломом Российской Академии художеств за живописное полотно «Терновый венец России» (1997, х.; темпера.) был награжден Константин Черепанов. Обладателем Гран-при II Триеннале печатной, станковой графики (Уфа, 1998) становится Юрий Осовитный (работа «Растрепа», 1996, гравюра на меди). Принимает участие во Всероссийской выставке «Лучшие визитные карточки России» (Москва, 1997) В.А. Катаев.
В начале ХХI ситуация в художественной жизни страны изменилась в лучшую сторону. Началось возрождение выставочной практики масштабных экспозиций. На Всероссийской выставке «Имени твоему» (Москва, ЦДХ, 2000) Магнитка была представлена работами В.С. Ванюкова, К.П. Черепанова, Р.А. Сафиулина, Ю.Г. Осовитного, В.В. Портновой, П.Э. Хрипунова, А.Г. Шибанова, а на Всероссийской выставке акварели (Курган, 2002) – А.В. Портнова и В.В. Портнова. Участниками Всероссийской выставки «Россия - Х» (Москва, ЦДХ, 2004) стали В.Г. Разин, К.П. Черепанов, В.С. Ванюков, Р.А. Сафиулин, Н.С. Гайфуллин, Н.В Кривошеева и А.С. Блажнов. В 2005 году состоялась Всероссийская художественная выставка декоративно – прикладного искусства (Москва, Музей ДПИ, 2005), ее участники – Ю.Г. Афанасьев, В.И.Дмитриева, Л.Н. Кистяева, Н.В. Кривошеева, С.В. Рябинова, В.Б. Хорхолюк, К.П. Черепанов. С промежутком в 6 лет состоялась Региональная выставка «Урал» (Екатеринбург, 2003), в экспозицию которой вошло 57 работ 40 авторов из Магнитки. В 2005 году открылась Региональная выставка «Молодые художники Урала» (Челябинск, выставочный зал ЧОСХ). Ее участниками стали 27 авторов, представивших 69 работ. Эти цифры свидетельствуют о высоком уровне профессионального мастерства и творческом потенциале магнитогорских художников.